День без классов и уроков |
Организация дня без классов и уроков Цель: - Формирование метапредметных умений (ставить цели, планировать пути, способы и средства достижения целей, умение анализировать, корректировать план и оценивать достигаемые результаты ). - Повышение качества предметных результатов (по биологии, информатике, ОБЖ, математике и русскому языку) Задачи: - Подготовить дидактические и методические материалы и инструменты планирования; - Организовать обучение учащихся по индивидуальным планам на основе методик КУЗ; - Организовать рефлексивное пространство для учащихся и учительской кооперации 2. Содержательная часть. 2. 1. Подготовительная деятельность u Учительская кооперация определилась с перечнем предметов, входящих в данную модель обучения. u Учителя школы провели и поучаствовали разработческом семинаре, где сформировалась учительская кооперация, которая продолжила работу по созданию модели. u Для предоставления учащимся возможности изучать учебный материал разными маршрутами и разными способами учителя – предметники переструктурировали учебный материал. u Были разработаны листы планирования, индивидуальные планы на день. u С учащимися обсудили модели, познакомили их с листами планирования, матрицей индивидуального плана на день, табло учета, технолого-методическими картами и маршрутно-логическими схемами. u На учебных занятиях в предшествующий период освоены методики КУЗ (МР, ВОЗ, ВПЗ, ВПТ).
2.2 Пространства модели. В данной модели обучения выделены три пространства: планирования, реализации и рефлексии. Планирование делится на два этапа. 1 этап. Планирование учительской кооперацией основной деятельности в течение дня (сводных групп, индивидуальной работы с конкретными учащимися, а также распределение своего свободного времени, чтобы учащиеся могли сами запланировать работу с учителем). 2 этап. Планирование деятельности учащимися начинается в среду и завершается в 8.30. Уже в среду ученики частично могут составить свой индивидуальный план, договариваются о парной работе или индивидуальной работе с учителем, записываются в сводные группы. u Учащиеся составляют индивидуальный план на день, учитывая установленные нормы времени, объема, способов взаимодействия в паре или сводной группе (например, не менее трех карточек по математике, не менее двух тем по биологии). u Утверждение планов на день осуществляется куратором из учительской кооперации или учащимся с уже утвержденным планом. Пространство реализации. u Осуществляется с 8.30 до 13.45. u ИУП каждого ребенка реализуется в различных организованностях: СГ, пара, индивидуально. u Так как в данной модели присутствуют предметы различного цикла, формы и методики работы достаточно разнообразны: ВПТ, МР, ВОЗ, ВПЗ, лекции, практикумы, лабораторные работы, собеседования. Пространство рефлексии u Для рефлексии сформированы 5 постоянных отрядов по 7 человек. u В каждом отряде выбран командир, в функции которого входит организация рефлексии в отряде и представление итогов рефлексии на общем заседании командиров. u Вопросы для рефлексии формируются из проблем, которые возникли в этот день и относятся к реализации планов, устройству пространств, инструментарию.
3. Итоги работы. 3. 1. Результаты. u Учащиеся формируют навыки планирования своей деятельности (стали планировать день быстрее и качественнее), в рамках установленного времени и объема материала, учитывая свои индивидуальные особенности. u Учатся действовать по плану и корректировать план в случае необходимости. u Улучшают навыки коммуникации за счет парной работы и необходимости договариваться во время планирования. u Повышают читательскую грамотность за счет методик КУЗ, предназначенных для изучения текста. u Учатся самостоятельно организовывать свою деятельность, учитывая интересы других участников образовательного процесса. u Оценить повышение предметных результатов сложно, так как учащиеся тратят больше времени для качественного изучения материала, поэтому не справляются с необходимым объемом за заданный промежуток времени, но по тому материалу, который был изучен, предметные результаты повысились.
3.2. Проблемы, трудности. u Увеличивается время на освоение единицы материала из-за более качественной проработки материала. u Сложности в организации рабочего времени учителя на стыке разных образовательных пространств в школе.
3.3. Перспективы. u Создание группы доучивания, где учащиеся, пропустившие день или по каким-либо причинам не выполнившие норму на день, смогли бы ликвидировать свои задолженности. u Создание двух-трех дней без классов и уроков с включением новых предметов. Возможно, что новые предметы не будут изучаться только в этот день, при условии, что обучение на уроке проходит по методикам КУЗ и учетом разномаршрутности. u Добавление еще одного класса, создание модели 7-9 или 8-11. u Включение новых методик, способов работы (возможно для изучения одного и того же материала). u В различных предметах могут совпадать изучаемые темы, например, «Первая помощь при повреждении дыхательных путей» встречается в курсе биологии и ОБЖ за счет объединения можно сократить объем материала, изучаемого по одному предмету, не пожертвовав знаниями учащихся. u Разработка материала для теоретической и практической работы на весь учебный год (карточки по методикам, тексты, практикумы), так как наша модель реализуется не сначала учебного года, а многие материалы разрабатывались по ходу реализации модели, то необходимо создать дидактический материал и на начало учебного года. u Разработка инструментов контроля и планирования деятельности на весь учебный год (журнала для РВГ, ТМК, МЛС, МУС, табло учета).
|